Информационный портал!

Характеристика образу телля

Характеристика героя вильгельма телль с цитатами. К вопросу об интертекстуальности номинаций на примере драмы » характеристика образу телля » » Характеристика героя вильгельма телль с цитатами. К вопросу об интертекстуальности номинаций на примере драмы 14:03 Характеристика героя вильгельма телль с цитатами. К вопросу об интертекстуальности номинаций на примере драмы Текст научной работы на тему "К характеристика образу телля об интертекстуальности номинаций на примере драмы Шиллера «Вильгельм Телль» и повести Фриша «Вильгельм Телль для школы». Научная статья по специальности "Романы, повести крупные формы " Либиг К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ НОМИНАЦИЙ на примере драмы Шиллера «Вильгельм Телль» и повести Фриша «Вильгельм Телль для школы» Работа представлена кафедрой немецкой филологии Санкт-Петербургского государственного университета. Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент Григорьева Статья посвящена номинации как одному из средств интертекстуальной характеристики литературных персонажей в художественном тексте. Многоаспектность данного феномена анализируется на примере литературного героя Вильгельма Телля, история которого легла в основу драмы Шиллера «Вильгельм Телль» и повести Фриша «Вильгельм Телль для характеристика образу телля. Ключевые слова: номинация, интертекстуальность, персонаж, интерфигуральность, концепт, демифологиз ация. The article deals with nomination as a mode of intertextual definition of characters in literary text. Key words: nomination, intertextuality, personage, interfigurality, concept, demythicisation. Феномен интертекстуальности представляет собой многоаспектное явление, пронизывающее как внешнюю, так и внутреннюю структуру художественного текста. Для обозначения интертекстуальности литературных образов немецким лингвистом Феномен интерфигуральности в понимании Мюллера детерминирован характеристика образу телля каждого конкретного произведения и отнюдь не заключается в универсальной эквивалентности образов. Мюллер употребляет термин интер-фигуральность по отношению характеристика образу телля фикцио-нальным образам художественной литературы. Интертекстуальность Вильгельма Телля не ограничивается только связями между драмой Шиллера «Вильгельм Телль» и повестью Фриша «Вильгельм Телль для школы», а охватывает более широкий характеристика образу телля произведений, контекстов и фоновых знаний. Тем не менее мы считаем возможным рассматривать интертекстуальность данного персонажа как интерфигуральность, перенося тем самым феномен характеристика образу телля в общесемиотический контекст, вне которого не может быть прочитан ни один художественный текст. Посредством характеристика образу телля анализа характеристик, которые дают Вильгельму Теллю Фриш, мы предполагаем определить специфику интерфигуральных связей характеристика образу телля драме «Вильгельм Телль» характеристика образу телля повести «Вильгельм Телль для школы». Важную роль в реализации этих связей между драмой Шиллера и повестью Фриша играет в том числе система номинаций Вильгельма Телля. Явление номинации представляет собой сложное многоаспектное явление, направленное на обозначение характеристика образу телля действительности посредством вербализации мыслительных образов. Различные аспекты проблемы номинализации в лингвистике рассмотрены в работах Предметом литературной антропонимики являются имена собственные персонажей, которые наряду с другими средствами персонажной номинации образуют систему номинаций литературного героя. Таким образом, система номинаций персонажа есть некая совокупность всех значимых языковых единиц, направленных на обозначение этого персонажа. Так, антропоним Вильгельм Телль превращается в характеристика образу телля национального героя в том числе благодаря драме Именно по этой причине Фриш избегает называть Тел - ля по имени в своей повести, чтобы не актуализировать вышеназванный концепт в сознании читателя. Шиллер же активно использует прием номинации посредством имени собственного, которое в основном представлено в тексте фамильной частью: 58 раз в основном тексте драмы и 19 раз в авторских ремарках. Полный антропоним Вильгельм Телль представлен в драме всего 3 раза, при этом характеристика образу телля раз - в названии произведения и 2 раза - в авторских ремарках, а именная часть данного антропонима не встречается в тексте Фриша же имя Телля упоминается всего пять раз. В полном виде антропоним Вильгельм Телль встречается в повести всего 2 раза: первый раз в названии произведения «Wilhelm Teil fr die Schule» и второй раз в авторском комментарии, выполняющем интродуктивную функцию: «Zu einer ersten Begegnung mit dem Mann, der spter als Wilhelm Teil durch zahlreiche Dichtungen berhmt wurde, kam es wahrscheinlich oberhalb Amsteg. Ландфогт, случайно встретившийся с Теллем в горах, не знает его, принимая за какого-то простого крестьянина, хотя, как спешит известить читателя автор, речь идет о «знаменитом» Вильгельме Телле. Таким образом, ландфогт не может постичь всю «судьбоносность» момента - в отличие от читателя, в сознании которого антропоним Вильгельм Телль вызывает определенные ассоциации и образы. Данная фраза представляет собой смешанную цитату из различных хроник: «Das Weie Buch von Sarnen», «Kronika von der loblichen Eydtgnoschaft» и «Chronicon Helveticum». Тем самым мы имеем пример интертекстуальных связей «в обход» драмы Шил- лера, так как в драме Шиллера эта фраза звучит следующим образом: «Verzeiht mir lieber Herr! Таким образом, приведенная выше фраза из повести Фриша не просто обозначает персонаж посредством фамильной части антропонима, но и представляет собой описательную номинацию. Данная цитата прежде всего описывает и дает характеристику речевому поведению Вильгельма Телля, будучи единственной, фразой, произнесенной им по ходу действия. Вильгельм Телль в изображении Фриша нелюдим и необщителен. Ландфогт несколько раз пытается завязать разговор с Теллем, однако тот его игнорирует. Смена языкового кода указывает на то, что Телль реакционен: фраза Телля переносит читателя характеристика образу телля время написания хроник, т. Телль живет и думает по старинке и не готов к новому и неизвестному. Именно такая позиция выражается посредством перехода от литературной нормы современного немецкого языка к швейцарскому наддиалекту. Шиллер, судя по всему, ориентировался на те же самые источники, однако в отличие от Фриша он дает приведенную в хрониках цитату в переводе на «образцовый» немецкий язык. Фриш, таким образом, хочет продемонстрировать характеристика образу телля Телля, Кроме того, передавая высказывание Телля именно таким образом, Фриш позволяет читателю обратить внимание на этимологию фамилии Телль, которая становится более прозрачной благодаря смене регистра. По сути, все имена литературных героев говорящие, однако необходимо различать между изначальной этимологией и «приобретенными» значениями. В данном случае принято считать, что Телль играет словами, намекая на происхождение своего имени от глагола dahlen dallen, dalen, tallen. В словаре братьев Гримм мы находим следующее определение данного глагола: «DAHLENDALLENDALEN kindische, lppische dinge reden und характеристика образу телля. Имя Телль может обозначать человека, говорящего или делающего глупые вещи, т. Этимологическая связь с другими языками английским, исландским и шведским указывает на возможность происхождения имени Телль из других культур. Таким образом, даже настолько немногочисленная номинация посредством имени собственного в повести Фриша актуализирует концепт национального героя в сознании читателя. Однако посредством речевой и личностной характеристики Вильгельма Телля Фриш нивелирует его значение. Уже само сюжетное введение фи -гуры Телля во второй трети произведения свидетельствует о незначительности личности Телля. Фриша образ Телля является собирательным, объединяя в себе наиболее характерные для швейцарцев черты, высмеиванию которых посвящена в том числе повесть Именно по этой причине оценочный компонент, лежащий в основе как прямой, так и косвенной номинации Телля у Фриша, носит ярко выраженную отрицательную окраску, превращая антропоним Вильгельм Телль в имя нарицательное в функции этникона, т. Кроме описанных выше трех случаев прямой номинации в повести Фриша содержатся также две номинации Вильгельма Телля посредством фамильной части имени собственного, а именно при упоминании участка скалы, на которую Телль выпрыгнул из лодки, спасаясь от ландфогта: «. Fels, der характеристика образу телля berhmt wurde als Tellenplatte. »; «Kurz vor Sisikon, wo man heute noch die berhmte Tellen-Platte zeigt. Ироничный подтекст Камня Телля в повести Фриша становится ясен, когда мы узнаем, что Телля вовсе не было в лодке с ландфогтом, потому что ландфогт оставил Телля на берегу озера. Один из местных жителей должен был присматривать за Теллем, пока лодка с ландфогтом не отъедет на порядочное расстояние: «Trotzdem характеристика образу телля Ritter Konrad von Tillendorf. Was geht im Hirn eines Mannes vor, der auf pfel zu schieen pflegt! Тем самым происходит аннуляция мифологемы спасительного прыжка и, как результат, ироническое снижение значения национального монумента: если Телля не было в лодке Mann mit der Armbrust einfach am Ufer zurckgelassenто не было и прыжка на Камень Телля. «Знаменитый Камень Телля» превращается в фикцию. Таким образом, в корпусе основного текста повести Фриша имя Телля как таковое упоминается всего два раза - один раз автором, второй характеристика образу телля - самим Теллем, но ни разу ландфогтом, который самого Телля не знал, а стало быть, не мог знать и его имени. Как мы видим, уже одно имя собственное - без какого-либо эксплицитного ука-зания на качества литературного персонажа - способно актуализировать множественный интертекстуальный контекст. Данный контекст показывает, что феномен интерфигуральности необходимо рассматривать в рамках более широких интертекстуальных связей, затрагивающих как собственно литературные тексты, так исторический, культурный, социальный индивидуально-ассоциативный план. Помимо номинации посредством имени собственного и в драме Шиллера, и в характеристика образу телля Фриша присутствуют также номинации Телля посредством имен нарицательных. Так, в обоих произведениях ис- пользуется прием номинации по профессиональному признаку и по социальному статусу. Однако система номинации литературного героя никогда не выступает обособленно от других приемов характеристики персонажа - будь то описание и оценка его внешних или внутренних качеств, профессиональных навыков, взаимоотношений с его окружением или его речевого поведения. Выше характеристика образу телля был приведен пример совместного функционирования антропонима Телль и характеристики речи этого героя в повести Совокупность всех этих приемов создает систему характеристики персонажей литературного произведения. Специфика же этой системы может быть раскрыта только посредством интертекстуального анализа текста, включающего в себя прежде всего ответ на вопрос о коммуникативном намерении автора. Так, причина, по которой Характеристика образу телля. Шиллер обращается прежде всего к приему характеристики по внутренним качествам, является соображение, что высокая мораль героев его характеристика образу телля должна стать основной дви-жущей силой в борьбе за свободу и независимость, представляющей собой центральный мотив драмы «Вильгельм Телль». Фриш противопоставляет характеристике по моральным качествам прием характеристики по внешним качествам. Таким характеристика образу телля, если у Шиллера на первый план выступает благородный внутренний мир героя, то Фриш акцентирует внимание на портретных характеристиках Телля, выставляющих его в смешном виде. Отсутствие характеристика образу телля по внутренним качествам у Характеристика образу телля объясняется выбранной перспективой изложения: характеристика образу телля не знает Телля, а стало быть, он также не имеет представления о его внутренних качествах. Итак, в системе характеристики Вильгельма Телля можно выделить следующие аспекты: Номинация по профессиональному признаку и характеристика профессиональных качеств в драме Номинация по профессиональному признаку в повести Фриша «den einheimischen Heuer oder Senn»; «Heuer oder Senn oder Wilderer»; «wie ein ertappter Wilderer»; «den stmmigen Wilderer»; «Er wre kein Характеристика образу телля. Шиллера Телль все может, все умеет: он и мастер стрельбы из лука, и отважный рулевой, но только не пастух Zum Hirten hat Natur mich nicht gebildetто Телль у Фриша всего лишь пастух, косарь, браконьер. Смысловая эксклюзивность достигается посредством повторения лексем со значением «косарь» Heuer, Senn. Сквозной ассоциацией в основе номинации по профессиональному признаку является незначительность фигуры Телля у Фриша: Телль - один из многих. Повтор лексемы Wilderer выполняет функцию усиления заложенной в номинации оценки снижения: образ браконьера не соответствует концепту национального героя. Номинация и характеристика по социальному статусу в драме Шиллера «Mein Retter характеристика образу телля Ihr und mein Характеристика образу телля, Tell! »; «Es gibt nicht zwei, wie der ist, im Gebirge»; «Der Tell, ein Ehrenmann und guter Brger»; «Der beste Mann im Характеристика образу телля «Der Arm, der retten sollte»; «Euch alle rettete der Tell»; «Und rufet Heil dem Retter von uns allen»; «Und euer Vater ist's, der's Land gerettet»; «Es lebe Tell! Номинация и характеристика по социальному статусу в повести Фриша «Auenseiter»; «Der Heuer mit характеристика образу телля Armbrust auf der Schulter blickte unsicher nach seinen Landsleuten. »; «Er war 's nicht gewohnt, Rede характеристика образу телля Antwort zu stehen vor einem Publikum, blickte weniger auf den Herrn Vogt. В основу номинации по общественному статусу Фриш положил идею об аутсайдерстве: Телль - чудак, который держится особняком и характеристика образу телля перед своими соотечественниками. В данном случае мы также имеем конфликт оценок Телля, данных ему Шиллера Телль - уважаемый член общества, герой, которого любят, ценят, уважают и к мнению которого прислушиваются. Идея «спасения» красной нитью проходит через всю драму Шиллера посредством повторения однокоренных лексем их вариантов: Retter, retten, rettete, gerettet, Erretter. «Спасение» становится лейтмотивом образа Телля у Номинация и характеристика характеристика образу телля внутренним качествам характеристика образу телля драме Шиллера «Der brave Mann»; «Ha, wackrer Tell! Телль в изображении Шиллера благороден, храбр, готов пожертвовать собственными интересами ради блага других, защищает невинных и помогает преследуемым. Как мы видим, лексема brav вводится Шиллером в значении «отважный, храбрый» в номинации Телля, в то время как у Фриша та же самая лексема употребляется в ироничном смысле в сочетании с номинацией по профессиональному призна- ку «косарь» der brave Heuer. Храбрость характеристика образу телля отвага - черты, свойственные героям, - тра-вестируются в интерпретации Фриша и превращаются в насмешку над косарем, которого отличают прежде всего характеристика образу телля -ность и страх перед характеристика образу телля blickte unsicher nach seinen Landsleuten, erschrocken, in der Gesellschaft auch nicht immer leicht hatte, um seinen Landleuten doch Eindruck zu machen. Характеристика по внешним качествам в повести Фриша «breitbeinig»; «eine Характеристика образу телля auf der rechten Schulter, dazu einen Bub an der andern Hand»; «. »; «der Mann mit der Armbrust»; «Der Характеристика образу телля hatte pltzlich einen roten Kopf. Внутреннему миру шиллеровского Тел -ля Фриш противопоставляет портретные данные Телля, выставляющие его в смешном свете и не соответствующие универсальному представлению о внешности героя: ноги колесом, коротышка, плотного телосложения, голые колени, рыжая борода, веснушки, одет в белый халат с капюшоном. Прием повтора характеристика образу телля лек -сем breitbeinig, stmmig, mit nackten Knien, rtlicher Bart характеристика образу телля закрепить образ Телля в сознании читателя и усилить эффект комического. Чрезмерная детальность в описании внешности преследует ту же цель. В противовес лейтмотиву «спасения» в драме Характеристика образу телля «эстетическим знаком» в образе Телля в повести Фриша становится арбалет Armbrustкоторый Телль постоянно носит с собой. Шил- лера лексема Armbrust являлась средством номинации по характеристика образу телля признаку, то у Фриша происходит ироническое переосмысление данного «профессионального» характеристика образу телля. Происходит превращение арбалета из орудия труда охотника в дистинктивный признак идентификации косаря среди других швейцарцев. Ландфогт, из перспективы которого происходит изложение собы -тий в повести «Вильгельм Телль для школы», не знает Телля, но может выделить его среди местного населения именно благода-ря арбалету. Посредством приема иронии происходит аннуляция «высокого» лейтмотива в образе Телля и замена его чисто внешним признаком. Фриша является «выхолащивание» образа Телля. Ироническая оценка пронизывает всю систему номинаций Телля в повести «Вильгельм Телль характеристика образу телля школы». Посредством использования оценочной характеристика образу телля, характе- ризующеи как сами персонажи, так их действия, осуществляется травестирова-ние, затрагивающее через уровень лексического узуса и структуры героев уровень концептов. Травестирование, по мнению Характеристика образу телля все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что система номинаций и в драме Шиллера, и в повести Фриша является одним из средств реализации художественных идей авторов, их замыслов и коммуникативных установок. Шиллера, заключающейся в создании образа национального героя, противопоставляется намерение Фриша развенчать сложившийся в том числе под влиянием драмы Шиллера «культ» Вильгельма Телля, пересмотреть сложившиеся национальные традиции и специфические черты швейцарской ментальности. Имя героя как часть художественного целого: По романной трилогии Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. Wilhelm Tell fr die Schule. Band 2, Spalten 696-700. Berlin: de Gruyter, 1991.


Коментарии:

    Шиллера на первый план выступает благородный внутренний мир героя, то М.





© 2003-2016 tea-gurman.ru